Задачи и принципы
Важно представлять основные диагностические задачи каждого из специалистов ПМПК, проводящих обследование.
Диагностические задачи психолога:
Оценка уровня и особенностей развития ребенка, его поведения, критичности, адекватности в ситуации, развития коммуникативной, регуляторной, когнитивной и эмоционально-аффективной сфер в соответствии с возрастом ребенка. Оценка ресурсных возможностей ребенка, в том числе особенностей его работоспособности и темпа деятельности, оценка возможностей социально-эмоциональной адаптации в детском сообществе и образовательном учреждении в целом. Типологизация варианта отклоняющегося развития.
Диагностические задачи логопеда:
Оценка коммуникативной и просодической стороны речи и ее лексико-грамматической стороны, особенности понимания обращенной речи. Эта оценка возможна не только при непосредственном контакте логопеда с ребенком, но и при наблюдении взаимодействия другого специалиста с ребенком. Оценка звукопроизносительной стороны речи, удержания слоговой структуры, особенности фонетико-фонематического восприятия, возможности словообразования, признаков дизартрических нарушений и т.п.
Диагностические задачи дефектолога:
Педагогическая оценка уровня сформированности знаний, умений и навыков в их соотнесении с возрастом ребенка и программных материалом ДОУ, СОШ, СКОШ (для детей школьного возраста), оценка уровня обучаемости ребенка, возможности переноса сформированного навыков на аналогичный материал и т.п.
Диагностические задачи сурдопедагога:
Педагогическая оценка уровня снижения слуха, особенностей восприятия и воспроизведения устной речи, а также наличия дополнительных факторов, влияющих на общее психическое развитие ребенка с нарушением слуха.
Диагностические задачи тифлопедагога:
Педагогическая оценка специфики зрительного восприятия, степени снижения зрения, дополнительных факторов, осложняющих визуальные возможности ребенка, оценка направлений занятий с ребенком, определение необходимых условий (в том числе специального оборудования и специальной дидактики) для обучения ребенка.
Диагностические задачи врача - психиатра:
Оценивается характер контакта, адекватность поведения и его соответствие возрасту ребенка, наличие признаков каких-либо отклонений в психическом здоровье (психических заболеваний), в том числе соотнесенных с данными медицинских документов и историей развития ребенка. Врачом (также как и всеми другими специалистами ПМПК) оценивается вероятность адаптации ребенка в образовательном учреждении и необходимые для этого условия, в том числе и необходимость сопровождения ребенка врачом-психиатром, необходимость дополнительных исследований и/или медикаментозного лечения. Эти показатели основываются также и на данных анамнеза.
Диагностическая задача врача - невролога:
Оценка состояния ребенка, определение наличия знаков текущего или имевшего место ранее неврологического заболевания. Ориентировочная оценка особенностей моторного, речевого и психического развития, в соотнесении с неврологическим статусом ребенка (наличием или отсутствием неврологической патологии).
Принципы деятельности специалистов ПМПК.
1.Защита человеческого достоинства детей и сопровождающих их взрослых при контакте с любым работником ПМПК.
2.Минимальная степень риска во время приема ребенка на ПМПК при использовании тех или иных методических средств, подходов и т.д.
3. Добровольное согласие- родители самостоятельно принимают решение об обращении в ПМПК
4. Конфиденциальность.
5. Достоверность, комплексность и своевременность диагностики. Диагностика, как результат обследования - выявляет внутреннюю структуру психического развития ребенка (определение причин, механизмов, проявлений, закономерностей нарушенного развития, включая прогноз).
7.Учет возрастных особенностей развития и социальной ситуации развития.